История музея природы
Основой для создания первоначальной экспозиции стали научные коллекции по речному бобру, сбором которых занимался зоолог В.К. Хлебович. В первые годы музей не имел штатных сотрудников, поэтому в сборе коллекций принимали участие различные специалисты – зоолог В.С. Лавров, охотовед И.И. Ковалевский, зоолог Н.К. Павловский, до сих пор в залах музея находятся их биогруппы – «Филин с зайцем», «Ласки», «Выхухоли» и другие. Это были широко эрудированные, знающие специалисты, болеющие за заповедное дело. С 1938 г. в музее стал работать штатный таксидермист Ф.С. Демченко, который изготовил большую часть орнитологических экспонатов.
В первые годы становления (с 1934 по 1941 гг.) музей размещался в двух больших залах. Экспозиция состояла преимущественно из коллекций млекопитающих, птиц, насекомых. В 1938 г. было начато изготовление не просто отдельных чучел животных, но художественно оформленных биогрупп. Лучшие из них – «Филин с зайцем» (1938 г.), «Орел – могильник с чирком» (1939г.), «Поединок» (олень и волк, 1946 г.) и в настоящее время экспонируются в музее заповедника.
До начала Великой отечественной войны в музее имелось уже более тысячи экспонатов – чучела, тушки, шкурки, рога, энтомологические коллекции, макеты, диаграммы и фотографии. Смотрителями, а заодно и лекторами в залах музея в то время были В.С. Шурыгин и Ф.С. Демченко.
В годы Великой Отечественной войны научные коллекции музея были вывезены в тыл. Выставочные же экспонаты эвакуации не подлежали, они остались на месте, в двух больших залах, и в начале 1942 г., не смотря на близость линии фронта, музей продолжил свою работу, открыв двери воинским подразделениям.
Музей не закрывался дотемна: солдаты и офицеры воинских частей, расквартированных на центральной усадьбе, просили рассказать о заповеднике и его животном мире. Ради предоставления помещения госпиталю, музейную экспозицию перевели в один зал, и только в начале 1943 г., с отходом фронта и размещением на усадьбе дома отдыха для офицеров, по требованию военного штаба музей был снова развернут на прежних площадях. Хранителем музея в то время оставалась большой любитель природы и умелый рассказчик Л.А. Гоббе, которая и проводила экскурсии для многочисленных воинских подразделений.
В 1943 г. возвратились из эвакуации научные коллекции, музей стал пополняться новыми экспонатами, в том числе энтомологической коллекцией, составленной научным сотрудником Б.А. Смирновым. Не все сотрудники вернулись с фронта – погибли В.С. Лавров и Ф.С. Демченко, но возвратившиеся специалисты охотовед И.И. Ковалевский, таксидермист В.И. Иванов и только что принятый на работу его молодой ученик М.И. Ремизов преступили к работе. Именно их работы, изготовленные в 1930-60-е гг., стали основой экспозиции музея.
Количество посетителей неуклонно возрастало, особенно за счет школьников, появились первые штатные сотрудники экскурсионной службы: зав. музеем А.П. Булкина и экскурсовод Л.А. Гоббе, ставшая одним из авторов проекта новых двух залов.
В послевоенные годы экспозиция активно пополнялась. В 50-е годы теперь уже в 4-х залах началось создание художественно оформленных тематических диорам, ставших украшением музея. В 1955 г. музею были переданы две дополнительные комнаты, что сделало возможным создание крупных зоологических групп («Кабан в дубраве», «Лось в осиннике»); был открыт новый зал с рельефами и картами почв, гербариями, фотографиями различных типов лесных участков, коллекцией птиц.
В 1955 году был выпущен первый путеводитель по заповеднику, в котором присутствовала и глава о музее природы, заповедник приступил к изготовлению и реализации сувенирной продукции.
До начала 60-х годов музей заповедника оставался лучшим биологическим музеем области. В 60-ые – начало 70-х гг. его экспозиция ввиду отсутствия площадей практически не пополнялась, сотрудники, помимо сохранения экспозиции, занимались в основном экскурсионной деятельностью со все возрастающим потоком посетителей – в год музей посещало от 12 до 17 тыс. человек. Экскурсоводы и научные сотрудники с трудом справлялись с наплывом туристов, численность которых к концу 70-х гг. достигала уже 25 тыс. человек в год. Назрела острая необходимость в создании просторного современного музея.
Концепция экспозиции была разработана в начале 70-х гг. и в 1974 г. было начато строительство нового здания. В конце 1977 г. в музее был отмечен уже 400 тысячный посетитель со дня его основания.
В работу включились все сотрудники экскурсионной службы и научного отдела под руководством зам. директора по НИР И.В. Жаркова. Оформление музея в пяти больших залах продолжалось с 1976 по 1985 г., но уже в 1984 г. в нем начался регулярный прием экскурсантов. Усилиями московских художников в 1977 г. были изготовлены металлические панно и барельефы для здания и залов музея, специалисты Воронежского художественного фонда оформили новые красочные диорамы и витрины, включая в них биогруппы старого музея, заново изготовили стенды, почвенные монолиты, макеты, диаграммы и настенные деревянные панно. Пришедший на смену М.И. Ремизову таксидермист заповедника В.В. Черемухин, подготовил малые витрины в зале «Лес», а художниками московского художественного фонда в 1992 г. оформлена в фойе витрина-макет «Воронежский заповедник» с панорамой центральной усадьбы.
Представители многих стран мира посетили музей и у себя на родине несли информацию о Воронежском заповеднике. Космонавты и представители министерств, деятели искусств и ученые с мировым именем, студенты и школьники были гостями музея. Число посетителей неуклонно возрастало и к концу 80-х гг. достигло 30 тыс. человек в год. В летний сезон активную помощь экскурсоводам по-прежнему оказывали научные сотрудники, а «Книги отзывов» ежедневно пополнялись восторженными записями посетителей о прекрасном музее и квалифицированном обслуживании.
Времена перестройки в 90-е годы затронули и музей – разрыв налаженных связей с турфирмами, прекращение заезда групп из бывших республик СССР и стран социалистического содружества резко сократили поток посетителей до 5-6 тыс. человек в год. Только создание специализированного подразделения по экологическому просвещению и, соответственно, широкая пропаганда заповедного дела путем проведения различных мероприятий, в том числе и работа со СМИ, позволили увеличить посещение к двухтысячному г. 10-12 тыс. человек. Этому способствовало и проведение экологических лагерей на базе заповедника, а также специализированных экскурсий, включающих посещение музея, зоосекции, бобропитомника и экологических маршрутов.
На память о заповеднике из музея туристы увозили памятные сувениры и книги. Регулярная продажа сувенирной продукции началась с 1965 г., когда появилась первая серия значков с изображением оленя, бобра и выхухоли, в середине 70-х гг. поступила новая серия из 10-и значков, а также книги о заповеднике – брошюра И.В. Жаркова и буклет Б.В. Кестера «Воронежский заповедник», сборник очерков «В заповедном лесу», путеводитель по музею Л.А. Гоббе. В 1980 г. Всесоюзным издательством были выпущены красочный фотоальбом и набор открыток о заповеднике с фотографиями московского фотографа Б.К. Машкова, текст был составлен зоологом Л.Л. Семаго. С конца 70-х гг. в течение десятилетия функционировала сувенирная мастерская, где талантливыми мастерами М.В. Грачевым и В.И. Ключниковым изготавливалась масса панно и поделок из дерева, кости, капа, таксидермистом М.И. Ремизовым – карандашницы из копыт. Впоследствии в 1995, 1999 и 2003 гг. были изданы два красочных фотобуклета и календарь, которые наряду с сувенирами и фотографиями, изготовленными сотрудниками музея, реализовывались в музее.В 2000 году экспозиция первого зала музея была переоборудована в визит-центр, взамен к тому времени выцветших фотослайдов, сделанных московским фотографом А.И. Холодовым, размещены красочные фотографии фотохудожника С.Л. Соболева. Согласно плану экспозиции, предложенному автором статьи и методистом отдела Хузиным И.Р., в визит-центре теперь наряду с историей Усманского бора и заповедника представлены основная деятельность сотрудников, информация о флоре и фауне леса, стенды об ООПТ Черноземья и России. Здесь же теперь проводятся выставки лучших работ областного детского конкурса «Мир заповедной природы» и занятия со школьниками в экологических лагерях.
Экспонаты музея неоднократно использовались в целях природоохранной пропаганды и для создания положительного имиджа заповедника как представителями СМИ и киностудиями, так и при подготовке выездных или специализированных экспозиций для демонстрации в районных центрах, г. Москве и зарубежных государствах. Практически в каждом телесюжете или кинофильме можно увидеть биогруппы и стенды, коллекции и макеты как видеоряд к интервью с сотрудниками заповедника или иллюстративный материал о скрытной жизни обитателей леса. «Лесная быль», «Лесной великан», «День на бобровой реке», «Воронежский заповедник» и другие фильмы демонстрируются на телеэкранах до сих пор или используются сотрудниками при лекционной работе с населением. В последнее десятилетие помимо профессионалов проводят видеосъемку в залах музея туристы. Все это помогает сохранить в памяти гостей заповедника представление об Усманском боре и его уникальной природе.Выездные выставки стали практиковаться заповедником уже с конца 30-х гг. сначала в окрестных населенных пунктах, а затем в районных и областном центре. Так в июне 1941 г. выставку в районном центре Рамонь выставку посетило более 1600 человек, в 1944 г. в г. Усмань – более 3 тыс. человек, там же заповеднику была присуждена первая премия за сохранение животных во время войны, в 1947 г. прошла выставка в пос. Краснолесном (более 2 тыс. посетителей), в 1953 г. в районном центре Верхняя Хава ее посетило более 5 тыс. человек, в 1955 г. снова в пос. Рамонь. В 1967 г. передвижная выставка к 40-летию заповедника демонстрировалась в г. Воронеже и в Москве на ВДНХ СССР, в 1970 г. выставка «Природа Воронежской области» получила Диплом I степени и с успехом прошла в г. Воронеже и райцентре Рамонь.
В 1967 г. таксидермистом М.И. Ремизовым в Москве оформлена специализированная выставка охотничьих трофеев, которая с большим успехом демонстрировалась в Югославии, затем в Москве на ВДНХ и в г. Белгороде. В 1974 г. заповедник со своими коллекциями стал участником всемирной выставки охраны окружающей среды «ЭКСПО-74» в США, а на следующий год в Москве на выставке «Защита-75» демонстрировалась диарама с флорой и фауной заповедника, в последствии перевезенная на Кубу. В подготовке этих выставок участвовали М.И. Ремизов и зав. экскурсионной службой В.Ф. Базильский. В последние десятилетия выездные выставки не практиковались, но с созданием визит-центра в залах музея проходят теперь выставки фотоиллюстративного характера и детского творчества. Ежегодные выездные выставки, подготовленные сотрудниками отдела экопросвещения, проходят в настоящее время и в областной библиотеке им. Никитина.
История музея тесно связана с теми, кто в течение десятилетий создавал его экспозицию и научные коллекции, принимал многочисленных гостей и специалистов со всех концов страны и из-за рубежа – таксидермисты и научные сотрудники, фотографы и художники, работники экскурсионной службы и лаборанты, рабочие и лесники. Отмечая огромный вклад научных сотрудников заповедника и университетов страны как в создании экспозиций старого и нового музеев, так и в оказании помощи в проведении экскурсий, нельзя не упомянуть работников непосредственно экскурсионной службы. Именно на их плечи ложилась основная нагрузка по сохранению экспозиции и приему многочисленных посетителей музея.
Так штатными заведующими музея с начала 50-х гг. и по настоящее время были А.П. Булкина (1950-60 гг.), В.А. Ромашова (1960-70 гг.), Э.В. Трегубова (1970-86 гг.), Е.Е. Ершова (1991-94 гг.), Н.И. Николаева (1988-91 гг., 1994-2006 гг.). Все они прошли путь либо от экскурсовода до начальника подразделения, либо совмещали непосредственно эти обязанности. С 1972 по 1988 гг. экскурсионную службу возглавлял В.Ф. Базильский, который многое сделала для создания и оборудования экспозиции нового музея, изготовления сувенирной продукции.
В числе экскурсоводов в этот 50-летний период, не считая сезонных сотрудников, работали Л.А. Гоббе, Л.В. Куликова, М.В. Тугарева, Н.В. Хатунцева, Е.А. Тараван, И.Н. Пешков, Г.В. Цыганок, Л.Ю. Лаврова, Н.И. Лаврова, Т.В. Мерчанская, Т.Н. Прохорова, в настоящее время работают П.В. Аксенова, Л.Н. Сучкова. Большинство экскурсоводов имели высшее образование и творчески подходили к непосредственным обязанностям, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы туристов, готовили статьи, новые лекции, с которыми выступали в школах и на производстве, участвовали в формировании новой экспозиции. Экскурсовод Л.А. Гоббе в конце 50-х и 70-х гг. подготовила два путеводителя по музею, один из которых был издан большим тиражом, Н.И. Лавровой и Н.И. Николаевой были составлены тексты-путеводители по новому музею.
Пользуясь случаем, хотелось бы рассказать о некоторых сотрудниках, чья судьба оказалась тесно связанной с историей музея. Булкина Александра Павловна начала свою трудовую деятельность в заповеднике в 1936 г. и более 40 лет занимала должности техника-метеоролога, экскурсовода, заведующей музеем, заведующей архивом, вела активную общественную жизнь. Была настоящей опорой мужу – директору заповедника в 30-40-е гг., а в 50-е г. одновременно работала метеорологом и возглавляла музей. В 70-е годы по просьбе администрации вновь стала работать экскурсоводом.
Легендой заповедника и символом беззаветной преданности природе стала Лидия Александровна Гоббе, настоящий натуралист и энтузиаст музейного дела. Бывшая дворянка немецкого происхождения, попавшая с семьей в жернова репрессий тридцатых годов, больная и погибавшая от голода в ссылке, сумела выжить только благодаря Воронежскому заповеднику. Директор заповедника В.А. Булкин, рискуя своей должностью, взял ее на работу, и она сторицей отплатила за добро. Была рабочей, лесным наблюдателем, лаборантом, смотрителем и экскурсоводом музея. Не имея даже официального среднего образования, она писала точнейшие научные отчеты по фенологии, прекрасно знала флору и фауну заповедника, была автором научных статей и проекта по экспозиции в залах старого музея. Ее книга о попавших в беду и выхоженных дома диких животных «Мои питомцы и друзья» мгновенно стала библиографической редкостью. Ей писали многие известные ученые и писатели, а также благодарные читатели книги со всех концов страны, она помогала научным сотрудникам и аспирантам, до конца дней поддерживала связь с сотрудниками музея. В конце жизни книги из своей личной библиотеке она подарила сотрудникам заповедника, в библиотеку научного отдела и музей. Память об этой удивительной женщине с трагической судьбой, отдавшей все свои силы и знания заповеднику, живет до сих пор. Автором этой статьи с благодарностью использованы материалы о работе музея в 30-60-е гг., составленные Лидией Александровной.
Более 35 лет проработал таксидермистом музея Митрофан Иванович Ремизов, которого все в заповеднике называли «друг» за достаточно красноречивую привычку так обращаться ко всем. Будучи учеником В.И. Иванова, уже в 1945 г. он участвовал в создании знаменитой биогруппы «Олень с волком». Доброжелательный, спокойный, умелый, он много потрудился для создания экспозиций не только в заповеднике – именно он оформлял передвижные выставки, демонстрировавшиеся по стране и за рубежом, экспозиции музеев г. Воронежа, Липецка, Усмани, в различных институтах и университетах. Именно ему поручили оформление всесоюзной выставки охотничьих трофеев в Москве на ВДНХ, которая потом демонстрировалась в Белграде. Таксидермические работы Митрофана Ивановича – коллекции и биогруппы «Бобры», «Лось», «Кабаны» и другие являются основой и нынешней экспозиции музея.
Нельзя не отметить и работу обслуживающего персонала – старожилы до сих пор вспоминают добросовестную работу уборщиц музея Ирины Ивановны Молодых и М.З. Вязниковой. По биографии Марии Захаровны Вязниковой можно судить о работе самого заповедника: пятнадцатилетней девочкой во время войны она стала рабочей лесного отдела, а затем и научного. Тяжелый труд сказался на здоровье, но не на душевном складе этой скромной труженицы – исполнительная, добрая, внимательная, она в 60-70-е гг. была не просто рабочей по уборке залов, но и добровольным помощников экскурсоводов, прекрасным знатоком трав, интересным рассказчиком. (или если нужно покороче) В 1984 году на базе старого музея был создан новый. Он разместился в здании административно-экскурсионного комплекса заповедника. Экспозиция нового музея была расширена за счет создания новых диорам, энтомологических коллекций, коллекции рогов благородного европейского оленя, при этом сохранились лучшие экспонаты музея старого.
При оформлении музея были использованы информационные стенды и макеты, экспозиционной особенностью стал показ животных в движении, в характерных «живых» позах, биогруппами, на фоне естественного ландшафта местообитания.
В настоящее время площадь постоянной экспозиции составляет 828 м2.